30 июля 2024 г. Всемирная лютеранская федерация (LWF) и Православная церковь Константинопольского Патриархата опубликовали совместное заявление по Филиокве (ссылки на ресурсы в конце публикации)

Мы обратились за комментарием по этому вопросу к ректору Семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви России д-ру Антону Тихомирову:

«Соглашение между ВЛФ и Православными Церквями относительно flioque является важным событием! Однако оно имеет, скорее, символическую ценность, нежели способность сколько-нибудь ощутимо изменить экуменическую ситуацию. Это связано с несколькими причинами.

1. Само flioque (слова о Духе Святом «и от Сына [исходящего]») в Никео-Констанипольском Символе веры является не причиной богословского разделения Западной и Восточной Церквей, а его внешним признаком (так сказать, не самой «болезнью», а ее «симптомом»). Причина различий в восприятии Троицы гораздо глубже. Очень упрощенно говоря, на Востоке исходят из троичности Бога и при помощи богословия объясняют его единство. На Западе наоборот: «по умолчанию» исходит из единства Бога, следовательно нужно объяснить, как Он может быть троичен. На Востоке единство Бога «держится», основывается на Личности Бога-Отца, как «источника» двух других Личностей; на Западе оно объясняется единой для трех Лиц Божественной природой. Это, еще раз, огромное упрощение, но оно показывает разницу в подходах на самом базовом уровне. Filioque, вставленное в Никео-Константинопольский Символ веры на Западе, стало внешним свидетельством этого различия. Соответственно, устранение flioque из Символа веры убирает раздражающий фактор, но не приводит к подлинному внутреннему единству. Более того, нужно задаться вопросом: а нужно ли здесь единство? Не лучше ли, если в Церкви будут сохраняться разные подходы, разные модели к пониманию Троицы? Не воздаем ли мы сохранением разных подходов славу этой Божественной Тайне?

2. Богословская комиссия ВЛФ рекомендовала лютеранским Церквям убрать из Никео-Константинопольского Символа веры flioque. Но лютеранские Церкви уже давно пришли к согласию, что, например, на экуменических встречах с православными братьями и сестрами flioque и так не произносится. Т. е. фактически речь идет о закреплении и некотором расширении уже сложившейся практики. Исходя из этого, понятно, что flioque само по себе никогда не было для лютеранства большой проблемой. Его наличие в Символе веры в каком-то смысле факультативно. Использование flioque, если оно совершается, является для лютеран в первую очередь данью исторической традиции, а не принципиальной вероисповедной или богословской необходимостью. Убирая это выражение из Символа веры, мы не отрекаемся от своего вероучения, а просто деликатно отказываемся от его демонстративных внешних проявлений.

3. Рекомендации Богословской комиссии остаются только рекомендациями. Это не обязательное для всех Церквей и общин решение. Далеко не очевидно, что оно будет принято всеми.

4. Никео-Константинопольский Символ веры используется в лютеранской литургии, но не сликом широко. Во многих Церквях и общинах он на богослужениях вообще никогда не звучит. Мало кто из верующих знает его наизусть, — в отличие от Апостольского Символа веры, который действительно является неотъемлемой частью литургии. В нашей Церкви в России Никео-Константинопольский Символ веры используется далеко не во всех общинах, а в тех, где он звучит на богослужениях, это происходит, как правило, только несколько раз в году. Подготовка нашего обновленного Служебника как раз находится на завершающей стадии. Перед его изданием руководством Церкви будет принято соответствующее решение. Скорее всего, будет рекомендовано пользоваться Символом веры в традиционной редакции (то есть с filioqe), но не произносить эти слова, если на богослужении присутствуют гости из Православной Церкви.

5. К реальному сближению Православной и Лютеранской Церквей рассматриваемое соглашение привести не сможет. По-настоящему разделяют Церкви не богословские разногласия о Троице, а принципиально различное понимание природы и сущности Церкви, а также церковного служения. Если лютеране признают, что Православная Церковь является Церковью, то православные, по крайней мере, официально не могут согласиться, что лютеране являются Церковью в полном смысле этого слова. Реальное сближение возможно только в результате достижения согласия по вопросу о Церкви. А здесь пока настоящих подвижек не просматривается.

Тем не менее, важным является сам факт диалога, богословского разговора на очень глубокие и серьезные темы. Правы участники диалога и в том, что подобные соглашения могут стать новым импульсом для дальнейших богословских размышлений по таким важным вопросам как учение о Святой Троице. Поэтому такие документы можно только приветствовать».

Источники:

https://lutheranworld.org/news/lutheran-orthodox-common-statement-filioque

Категории:

Тэги:

No responses yet

Добавить комментарий