В июньском номере журнала Самарской губернии читайте интервью с пропстом Самарского и Нижне-Волжского пропства Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России Ольгой Темирбулатовой.
_____________________________________
Возвращение человеку его достоинства – это крайне важно, необходимо. Нужно увидеть в любом человеке творение Божие.
Первая в России лютеранская церковь была построена в Москве в 1576 году с разрешения государя Ивана IV Грозного. В 2026 году этому событию исполняется 450 лет. За это время в России менялись и власть, и идеология, и отношение к религии. Наконец, мы живём в стране, где вероисповедание не преследуется и каждый выбирает его по своему убеждению.
В прошлом году Лютеранская община Самарской области отметила 170 лет. А в этом году – 160-летие освящения Евангелическо-лютеранской церкви Св. Георга. Что значат эти события для лютеран, чем заняты эти люди и какова миссия общины, «Первому» рассказала пропст Самарского пропства Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России Ольга Темирбулатова.
Алевтина ЛУКЬЯНОВА, Александр ПРОНИН (фото)ГЕРОИ ПЕРВЫЙ В БИЗНЕСЕ И ВЛАСТИ
— Расскажите, пожалуйста, в нескольких словах, что такое Евангелическо-лютеранская Церковь.
— Это традиционная Церковь, имеющая исток в проповеди Иисуса Христа и апостолов, основывающаяся на авторитете Священного Писания – Библии. Это Церковь, сохраняющая традиционные ценности, но и не боящаяся размышлять, задавать вопросы и искать на них ответы.
Лютеранство исчисляет историю с 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер обнародовал знаменитые 95 тезисов с критикой злоупотреблений в католической церкви, в частности, продажи индульгенций. С этого события берет своё начало Реформация – обновление Католической Церкви, возвращение её к евангельским истокам, в результате которой возникло направление Лютеранская Церковь и новая этика.
В России лютеране появились в XVI веке. В 1576 году в Москве было возведено первое здание лютеранской церкви и освящено во имя архангела Михаила. До Октябрьской революции лютеранство было вторым христианским вероисповеданием по числу последователей в Российской империи. Во все времена лютеранств было и остаётся неотъемлемой частью российского общества, вносит свой вклад в служение благовестия, образование, культуру, науку, искусство во славу Господа Иисуса Христа. Членами Лютеранской Церкви были и есть исключительно граждане России.
— А как сложилось лютеранство в Самаре?
— В 50-е годы XIX века в Самару приехало много торговых людей немецкой национальности. Большая часть из них были лютеране. Один из первых губернаторов Самары был немец и лютеранин Константин Грот. В 1854 году он объединил граждан лютеранского вероисповедания в общину и возглавил её. Многие годы Евангелическо-лютеранская церковь была центром духовной и общественной жизни немцев всей Самарской губернии.
До 1924 года община в Самаре работала беспрепятственно, в соответствии со своим предназначением – служить Богу и людям. До конца 1928 г. община имела возможность проводить богослужения. 5 января 1930 года горисполком постановил закрыть церковь «по просьбе трудящихся», и в этом здании собирался «Союз безбожников». Судьба лютеранской церкви Св. Георга была похожа на судьбы многих храмов в СССР. Позже её использовали под склады и художественные мастерские. Некоторые из прихожан были арестованы, а большинство после начала Великой Отечественной войны высланы.
В 1990-е годы в Самаре началось возрождение общины. Когда 19 августа 1991 года была заново официально зарегистрирована «Евангелическо-лютеранская община Св. Георга г. Самары», ей был передан Комплекс Лютеранской Кирхи в пользование решением горисполкома от 06.09.1991 года.
— Как вы стали её руководителем?
— Я собирала эту общину и регистрировала её Устав. Затем была избрана председателем Церковного Совета. На тот момент о пасторском служении как-то не задумывалась. Пасторы из Германии на протяжении почти 12 лет помогали восстанавливать жизнь и деятельность общины Самары и области. Потом изменилось законодательство, и возникла необходимость в пасторе с российским гражданством. В 2008 году после нескольких лет обучения в семинарии нашей Церкви и зарубежом я была ординирована и начала своё пасторское служение. А в 2014 году была благословлена и стала пропстом. С 2023 года руковожу двумя пропствами – Самарским и Нижне-Волжским.
— Здание кирхи – украшение Самары, памятник архитектуры федерального значения. Известно, что ему уже 160 лет. Как оно строилось?
— Церковь Св. Георга изначально строилась как римско-католическая. Когда храм в 1863 году уже почти был готов, в Польше, входящей в то время в состав России, произошло восстание и начались гонения на католиков. В связи с этими обстоятельствами церковь, с высочайшего разрешения российского императора и согласия жертвователя Егора Никитича Анаева, была передана лютеранам, достроена на деньги Егора Никитича и освящена в сентябре 1865 года как Евангелическо-лютеранская церковь Св. Георга.В текущем году этому событию – 160 лет.
Мы планируем посвятить этой дате выставку самарских художников, органные концерты с участием различных исполнителей, но главным событием будет, конечно, торжественное богослужение в воскресенье 28 сентября 2025 г. в 10 часов.
— Мы знаем, как сложно сохранять здание в хорошем состоянии. Как вам удаётся его поддерживать?
— К объекту культурного наследия федерального значения предъявляются особые требования по сохранению здания. В реставрации нам помогает правительство Самарской области, за что мы ему очень признательны. А на содержание комплекса мы зарабатываем сами. В нашей церкви нет икон и не ставятся свечи, соответственно, мы их не продаём, как и другую символику. Обряды и таинства у нас бесплатные, но, конечно, мы не отказываемся от пожертвований. Здание надо освещать и отапливать, поэтому ещё нашими предками были построены справа и слева два флигеля, которые должны приносить доход. В них было три магазина, квартиры, которые сдавалисьвнаём, в том числе там располагалась и квартира пастора. Мы также сдаём в аренду помещения, от которых получаем доход, и с этого дохода оплачиваем наши нужды. Это наша традиция. И другого источника дохода нет.
— А когда начались богослужения?
— После более чем 60-летнего перерыва, 21 декабря 1991 года, было отпраздновано первое богослужение. И с тех пор каждое воскресенье в 10 часов начинаются богослужения, а с недавнего времени ещё и по средам. Постепенно началось возрождение храма. 8 августа 1993 года на колокольне нашей церкви был заново установлен крест. А 4 сентября 1994 года церковь была освящена после первого ремонта. В июне 2003 года зазвучал настоящий механический орган – подарок братьев по вере из Штутгарта. 15 июля 2010 по распоряжению В.В.Путина, на тот момент председателя правительства РФ, комплекс Лютеранской кирхи был передан в собственность общины.
— Многие выдающиеся лютеране составили славу России. Вместе с другими народами они созидали нашу страну. Какие имена вы назвали бы в первую очередь?
— Лютеране составляли военную элиту России, в из числе и генерал-фельдмаршал, герой Отечественной войны 1812 года, князь Михаил Барклай де Толли. Лютеранами были министр иностранных дел барон Андрей Будберг, министр народного просвещения, князь Карл Ливен, министры финансов Егор Канкрин и Михаил Рейтерн, председатели Комитета министров Николай Бунге и Сергей Витте. Славянист Генрих Лудольф в 1696 году составил первую грамматику русского языка. Рождение русской исторической науки состоялось при участии академиков-лютеран Миллера, Байера, Штриера и Шлецера. Лютеранский пастор Иоганн Глюк в начале XVIII века начал обучать дворян иностранным языкам, а в 1704 году открыл первую в Москве гимназию для юношей. В середине XVIII века из 111 академиков Российской Академии наук 71 были лютеранами. Нельзя не упомянуть автора толковогои словаря русского языка Владимира Даля.
— А какое имя было знаковым для Самары?
— Не только для Самары, но и для всей России таким человеком был Константин Грот, самарский губернатор с 1853 по 1860 год. Внук лютеранского пастора (его дедушка Иоахим Грот служил в церкви святой Екатерины на Васильевском острове в Петербурге), он известен ещё и тем, что был создателем системы социальной защиты для нищих. Отец Грота был товарищем по воспитанию императора Александра I.
Константин Грот окончил Царскосельский лицей и в 20 лет поступил на государственную службу. Это был выдающийся государственный и общественный деятель, 60 лет служения он посвятил руководству административными и благотворительными учреждениями России. В Самаре Грот – основоположник общественной библиотеки, им созданы филармоническое общество, театр, телеграфная контора, заложен Струковский сад, произведено мощение и освещение улиц, открыта мужская гимназия, приходские училища для учеников из самых нижних сословий. Он придавал большое значение и женскому образованию, поддерживал его, открывал школы и училища для девушек, где обучение было бесплатным. На его деньги были учреждены стипендии для малоимущих учащихся. Во время правления Грота Самара перегнала в экономическом развитии многие города Поволжья, город получил общее российское звучание. Грот – автор акцизной реформы на общероссийском уровне. Решение это не было популярным, в Самаре его даже пытались безуспешно подкупить. Много сил положил он на подготовку реформы об отмене крепостного права.
Константин Грот уделял огромное внимание помощи слепым людям. О нем говорили как о духовном отце слепых людей. В 1906 году на проспекте Шаумяна в Петербурге в сквере школы для слепых и слабовидящих детей имени К.К.Грота был открыт памятник. Благодаря Константину Гроту в Самаре произошло объединение граждан лютеранского вероисповедания в евангелическую лютеранскую общину. И сейчас два общеизвестных детища Грота продолжают служение в деле культурного и духовного обогащения жителей нашей области: Самарская областная универсальная научная библиотека и Евангелическо-лютеранская община Святого Георга Самары.
— Расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет собой лютеранская община и в чем заключается роль пропста.
— Евангелическо-лютеранская церковь Европейской части России разделена на 12 церковных округов, которые называются пропствами. А руководитель пропства –и пропст – это старший пастор. Иерархия в нашей церкви проста: во главе церкви стоит епископ, далее – пропст, пастор, потом проповедник, затем дьякон. Церковь образуют общины, объединённые по территориальному признаку в пропства. Община – это сообщество верующих людей, объединённых вокруг Слова и Таинств.
Богослужения в нашей церкви – два раза в неделю, проходят библейские часы, на которых разбираются те или иные отрывки из Библии, проводятся бесплатные музыкальные вечера, где звучит также и Слово. Ведётся работа с молодёжью и детьми, с молодыми людьми с ограничениями возможностей здоровья, помогаем малоимущим и людям в сложной жизненной ситуации.
— Из чего складывается ваш обычный рабочий день? Что вы больше всего любите в работе, что вас вдохновляет?
— Больше всего люблю готовиться к богослужению. Это для меня как поощрение: писать проповедь – самая большая радость, это действительно творческая работа. Читаешь Слово Божие, размышляешь о нем, открываешь для себя неожиданные грани, детали. Но на подготовку к богослужению остаётся очень мало времени,и все отнимает административная работа.
Эта работа связана также и с реставрационными мероприятиями, которые мы можем проводить благодаря субсидиям правительства Самарской области на осуществление культурно-просветительской деятельности религиозными организациями. Здесь хотелось бы выразить глубокую благодарность и признательность руководству нашей области за такую программу.
— Насколько активны общины в области?
— У нас есть зарегистрированные общины в Тольятти, Похвистнево и в Отрадном, которые мы тоже посещаем. Общины в Похвистнево и Отрадном носят более яркую немецкую окраску. Лютеранские общины Самарской области возникали после войны в местах расположения лагерей трудовой армии. Благодаря таким полулегальным общинам и сохранилась наша церковь, несмотря на то что все пасторы были физически уничтожены. Православная церковь тоже сильно пострадала, тысячи церквей были закрыты, десятки тысяч священников и верующих расстреляны.
В Самаре до революции было около двухсот церквей, из них не закрыли только две. А у нас была на весь регион, как правило, одна церковь, закрытие которой и устранение пастора означало тотальное уничтожение. А в общинах, которые появились в середине 1950-х годов, развилось особое благочестие.
— Какие общины региона вы отметили бы?
— В Тольятти особенная община, ведётся активная работа с людьми с ограничениями возможностей здоровья (далее ОВЗ). На её базе создан «КИТ» (Клуб Инициативы Тольятти), который четыре раза в неделю на собственные средства проводит занятия группы дневного пребывания для молодых людей с ОВЗ старше 18 лет. Кстати, такая группа существует и в самарской общине. Для детей с инвалидностью до 18 лет есть широкий спектр государственной поддержки. А после 18 лет они, как правило, остаются дома, потому что даже если они и освоили специальность, на работу устроиться трудно. Такому человеку нужен наставник, нужна социализация. Во время пребывания в центре «КИТ» (с 9 до 14 часов) для них проводятся музыкальные, танцевальные занятия, они осваивают кулинарные навыки, учатся вязать, шить, накрывать на стол к обеду, вместе обедают и убирают со стола.
Мы очень надеемся, что нам удастся расширить возможности тольяттинской общины, поскольку площадей дома общины в 200 квадратных метров нам катастрофически не хватает. Церковный зал, где по воскресеньям проходят богослужения, среди недели превращается в помещение для занятий людей с ОВЗ. Для этой группы существует большой лист ожидания. Одна женщина даже специально переехала в Тольятти, чтобы ее ребенок мог туда ходить.
Наша мечта – построить современный центр, где у них будет будущее.
— В каком плане?
— Все эти люди особенно сильно привязаны к маме с папой. Но, к сожалению, рано или поздно родители умирают. И такие дети (а мы их называем детьми) попадают в психоневрологический интернат и быстро уходят из жизни. И не потому, что персонал так плох или там их голодом морят. Там все нормально. Просто для инвалида потеря родителя и привычной обстановки – огромная психологическая травма, которую они физически не могут пережить. Поэтому мы хотим построить центр на предоставленном в пользование городом Тольятти участке, который позволит наполнить смыслом их жизнь, а также дать им будущее. Это и есть моя мечта. Поиск финансирования на строительство этого центра – грандиозная работа и миссия.
— Вы упомянули, что в 2003 году в кирхе был установлен орган. У каждого органа – своя история. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Орган – это величественный инструмент, его звучание – неотъемлемая составляющая богослужения, поэтому желание и стремление установить в кирхе орган появилось сразу после возрождения общины. О покупке не могло быть и речи, ведь орган очень дорогой инструмент. В 2003 году от Гейдельгофской гимназии Штутгарта кирха получила удивительный подарок – орган фирмы Walker.
Торжественное открытие состоялось в июне 2003 года на праздник Святой Троицы. С тех пор орган каждое воскресенье неизменно звучит на богослужении и позволяет делать нашу культурно-просветительскую деятельность многогранной и разнообразной. Мы проводим бесплатные музыкальные вечера, это часть нашей социальной работы. Люди могут прийти послушать органную музыку. А музыка – то, что создано Богом, чтобы мы, восхищаясь, благодарили и прославляли Его.
— В вашей церкви люди могут получить еду и одежду. Почему вы это делаете? Кто может рассчитывать на такую помощь?
— Нам всегда хотелось сделать что-то реальное и действенное. Поэтому мы начали кормление бездомных людей.
— Прямо в храме?
— Нет. У получателей помощи не всегда есть средства, чтобы к нам доехать. Иисус Христос шёл к нуждающимся, поэтому и мы должны идти к ним. Мы это делаем совместно с фондом «Ты дома» в районе Губернского рынка и при помощи столовой Самарского технического университета, за что крайне благодарны его ректору. Администрация города, которой мы очень признательны, предоставляла нам на эти цели подвальные помещения, но жители домов были против.
Кормление занимает всего полтора часа, бездомные приходили, ели в тепле и уходили, но жители все равно возмущались. Один мужчина пожаловался, что его жена (о, ужас!) ехала в тодном лифте с бомжом! Ну, нельзя же так к людям относиться!
— Только бездомные приходят поесть?
— Нет, сейчас контингент изменился. Стало больше малоимущих. Среди них, кстати, немало мужчин. И совсем пожилые бабушки. Они и еду получают, и из одежды у нас что-то выбирают.
— Знаю, что вы помогали вынужденным переселенцам с Украины.
— Нам очень хотелось оказать адресную помощь вынужденным переселенцам с Украины. И именно в том, в чем они нуждаются. Наше государство предоставило им кров и питание. Но они находились, как бы сказать, в изолированном положении: на первых порах без денег, без возможности поехать в город. Позже после выдачи им паспортов они стали получать пенсии и пособия. Совместно с министерством социальной и семейной политики мы организовывали доставку людей в нашу церковь. Община готовила для них обеды, прихожане приносили из дома солёности, варенье, мёд. В первой группе во время обеда одна женщина говорит: «Послушайте! Вы слышите?» Мы сначала не поняли, что должны услышать. Она говорит: «Ложки о тарелки стучат!» Тут до меня дошло, из гигиенических соображений их кормят из одноразовой посуды, и звук ложки о тарелку – уже что-то родное. Многие были в апреле в зимней обуви, был большой дефицит нижнего белья, поскольку люди выскакивали из горящих домов в чем были, ничего не могли взять с собой. Поэтому мы ходили с ними покупать обувь, нижнее белье (что всегда очень индивидуально).
Для них организовывались органные концерты. Так и сложилось: как только соберём пожертвования, звоним в министерство и говорим, что готовы пригласить следующую группу. Вот так работали. А когда возникла ситуация с Курском, наша Церковь объявила по общинам сбор пожертвований и оказала существенную финансовую помощь пострадавшим жителям этого региона.
— Почему вы все это делаете?
— Потому что не можем иначе. Когда Бог тебя так щедро одаривает, ты ищешь возможность тоже что-то сделать для других людей. Мы делаем добрые дела не для того, чтобы заслужить спасение у Бога, а потому что мы спасенные, потому что Иисус Христос за нас умер. Это очень важный момент.
— Насколько велика ваша община?
— В пределах 300 человек тех, кто регулярно к нам приходит. Но ядро – человек 100. На собрании выбирается церковный совет, председатель церковного совета, который нанимает на работу бухгалтера, если надо, завхоза.
— В общине в основном немцы?
— Нет, люди разных национальностей. Есть и русские, и башкиры, и татары, но в 1990-х годах наша община состояла на 80% из российских немцев. Когда мы расчищали нашу церковь и двор, к нам приходили волонтёры, которые потом не стали членами общины, но остались с нами. Да, у нас есть членство в общине, и стать членом общины не так-то просто. Надо пройти курс конфирмационных занятий, где человек узнает о сути христианства и основах вероучения Лютеранской Церкви.
— У вас особая атмосфера, мне кажется.
— Семейная. Для нас важно также и общение, община – это сообщество верующих не только на богослужении, но и после него, когда можно пообщаться за чашкой чая с куском пирога. В ранних христианских общинах проводили богослужения и причастие именно в виде совместной трапезы.
— Лютеране, как и вся страна, в этом году отметили 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. О ком из известных героев-лютеран вы храните память?
— Трудно выделить именно лютеран среди героев Великой Отечественной войны: мы все были тогда атеистами, поэтому нужно говорить скорее о советских немцах, которые тоже героически сражались за своё Отечество, ибо это была страна, в которой они родились, где жили их предки.
Из числа советских немцев – десять Героев Советского Союза. Многие меняли фамилию, чтобы остаться в рядах Советской Армии и защищать Родину. Многим Героям Советского Союза из немцев меняли национальность, либо не давали звания Героя. Справедливость была восстановлена, но только в 1990-е годы им посмертно присвоили заслуженные звания Героев России.
— В чем состоит духовная жизнь российских лютеран?
— Для нас крайне важно чтение и знание Библии. С этой целью для желающих проводятся библейские занятия. Тема присутствия Бога в жизни гораздо шире, чем мы себе порой представляем. У нас есть киноклуб, где по четвергам мы показываем фильмы, которые потом обсуждаем. Не обязательно эти фильмы на богословскую тематику, но, по сути, вся наша жизнь имеет богословскую тематику и не происходит вне Бога. Важно уметь видеть, понимать, что за всем стоит Бог: и за восходом солнца, и за улыбкой ребёнка.
В общем, мы стараемся открывать людям как можно больше аспектов присутствия Бога в жизни. Бог действует и в церкви, и за пределами её. И даже среди безбожников, потому что Он всех нас создал и каждому дал ещё и право и свободу выбора – верить в Него или не верить. Вся наша жизнь богоцентрична, хотя мы это не всегда сознаем. Однако важно знать, что вне Бога нет свободы. Несмотря на Своё Всемогущество, Бог не принуждает нас, Он позволяет жить и без Него, не устанавливая с Ним отношений.
Но библейские тексты предостерегают нас, что за порогом смерти это уже будет невозможно. Когда мы начинали проект по кормлению бездомных людей, были те, кто считал, что это напрасная трата сил и денег. А один из жителей дома, где был подвал, в котором раздавалась еда, сказал, что их надо уничтожать. Так начинается фашизм! Сначала бездомных, а потом возьмёмся за детей-инвалидов, за психически больных или за «неарийцев»… Возвращение человеку его достоинства – вот что крайне важно, необходимо увидеть даже в самом падшем человеке творение Божие.
— Какие традиции соблюдают лютеране? Какие праздники празднуют?
— Традиции, народные обычаи у всех народов и во все времена тесно связаны с верой, с религиозностью. Вера – основа всех обычаев и традиций. В этом мы мало чем отличаемся от других христиан. Мы празднуем Рождество, Воскресение Иисуса Христа, то есть Пасху, празднуем Вознесение Христа. Праздник сошествия Святого Духа – Пятидесятница и Триединства Бога – Троица – они у нас разделены на два воскресенья. В православии и в католицизме добавляются ещё святые и праздники, связанные с культом Марии Девы. У нас этого нет. У нас все просто и, так скажем, сухо, потому как мы основываемся на Библии. Мы чтим отцов церкви, уважаем, но их высказывание не является для нас законом или правилом. Закон и правила – это то, что сказано в Библии, поэтому у нас всего два таинства: Причастие и Крещение, поскольку их установил Сам Иисус Христос. Конечно, наиболее любимо время ожидания Рождества.
Перед Рождеством, в пору Адвента(четыре недели до Рождества) мы устанавливаем адвентский венок. Сейчас везде и всюду его стали продавать, не понимая символики. На самом деле этот венок появился в христианских общинах ещё в IV веке от Рождества Христова. Через века традиция была утрачена, а в XIX веке её восстановил один пастор, работавший в детском приюте. Дети ему надоедали: «Сколько дней до Рождества? Через сколько дней Рождество?» Он взял колесо от телеги, насверлил там дырки и установил 24 свечи. И детям было позволено каждый день зажигать по свече, и они могли подсчитать, сколько дней осталось до Рождества. А на воскресные дни он ставил более крупные свечи. Так традицией стал плетёный из хвойных веток венок, на котором устанавливают четыре свечи по четырём воскресеньям Адвента. И символизируют свечи на венке пришествие Иисуса Христа в этот мир, потому что Иисус Христос говорит: «Я есть Свет миру, а кто за Мною последует – не будет блуждать во тьме».
В Страстное время мы соблюдаем 40 дней поста, есть пост и перед Рождеством. Обязательно празднуем Чистый Четверг: за общим столом вместе принимаем причастие, как это делали ранние христиане. Это совершенно особое богослужение. В Страстную пятницу проходит очень драматическое богослужение. А в воскресенье уже рано утром – Пасхальное. Раньше в деревнях на Пасху люди первым делом шли на кладбище, там исполнялись пасхальные хоралы, и оттуда с музыкой шли в церковь. Это провозглашение Воскресения Иисуса Христа.
— Самарская область многонациональна. Каковы ваши отношения с представителями других конфессий? В каких совместных мероприятиях участвуете?
— Во-первых, на нашей территории находится региональный центр немецкой культуры «Надежда». У нас хорошие отношения с православными собратьями. Я два раза в год хожу на богослужения к митрополиту Самарскому и Новокуйбышевскому Сергию – на Рождественское и Пасхальное. С муфтием Талипом хазратом у нас тоже добрые взаимоотношения.
Когда мы в 2017 году проводили 500-й юбилей Реформации, а в прошлом году – юбилей К.Грота, совмещённый с 170-летием нашей общины, нас поздравляли и участвовали в наших мероприятиях представители Русской Православной Церкви, других христианских конфессий, мусульмане и иудеи. Крайне важно сохранять единство – как межрелигиозное, так и межнациональное, потому что мы все живём на одной земле. У нас одна Родина. Независимо от национальности, от веры, наша деятельность должна быть направлена на созидание, а созидание возможно только тогда, когда мы живём в дружбе, в добрососедских отношениях. Любой конфликт деструктивен и несёт в себе разрушение.











No responses yet